Чувашский государственный педагогический
университет им. И. Я. Яковлева

И.Я. Яковлев ячĕллĕ Чăваш патшалăх
педагогика университечĕ
Контактная информация:
тел. (8352) 22-21-47
г. Чебоксары, ул. К. Маркса, 38
Войти Регистрация
Закрыть
Логин:
Пароль: (Забыли?)
Войти через OpenID
Новости

Сведения об образовательной организации

Доступная среда: Условия для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья Факультеты Общеуниверситетские кафедры История ЧГПУ

Довузовская подготовка

Образовательная деятельность

Центр дополнительного образования

Наука и инновации

Научная библиотека

Воспитательная деятельность

Отчеты Центр «ИПСО» Центр добровольной сертификации педагогических кадров

Профсоюзная организация работников

Профсоюзная организация обучающихся Охрана труда Санаторий-профилакторий «Мечта» Cтоловая «Сарпике» Агробиологическая станция Контакты/Телефонный справочник Реквизиты ЧГПУ им. И.Я. Яковлева Брендбук ЧГПУ им. И.Я. Яковлева Архив баннеров Часто задаваемые вопросы Анкета обратной связи
Министерство просвещения Российской Федерации

Российский союз ректоров

Российский союз проректоров

Совет проректоров

УПОЛНОМОЧЕННЫЙ ПО ПРАВАМ СТУДЕНТОВ

Партнеры ЧГПУ





Портал государственных услуг Российской Федерации

Комплексная безопасноть
» Календарь
«    Октябрь 2021    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
» Архивы
Октябрь 2021 (148)
Сентябрь 2021 (203)
Август 2021 (134)
Июль 2021 (90)
Июнь 2021 (154)
Май 2021 (133)
» Контакты
Главный корпус ЧГПУ

Адрес: 428000, Чувашская Республика, г. Чебоксары,
ул. К. Маркса, 38
Карта проезда

Телефон приемной ректора:
(8352) 22-21-47
E-mail: rektorat@chgpu.edu.ru
Отдел по связям
с общественностью


Адрес: г. Чебоксары,
ул. К. Маркса, 38 (каб. 103)
Карта проезда

Тел.: (8352) 22-28-85
E-mail: chgpu21@mail.ru
Отправить сообщение

Главная страница » СМИ о нас » Анатолий Канюка: золотой тенор с золотыми руками
Анатолий Канюка: золотой тенор с золотыми руками
Анатолий Канюка: золотой тенор с золотыми рукамиВот уже около полувека певец чувствует себя в театре как дома, и наоборот

…Чебоксары, зима 1987 года. В Чувашском музыкальном театре полным ходом идут репетиции оперы «Трубадур». Режиссер спектакля — теперь уже легенда театральной России, основатель известного на всю страну камерного театра «Санктъ-Петербургъ Опера» Юрий Александров, в партии Манрико — будущий народный артист России и Чувашии Анатолий Канюка. Органичный, статный, с выразительными чертами лица и природным обаянием, молодой певец мгновенно приковывал к себе внимание женской половины зала (поклонницы слали ему письма и забрасывали подарками) и доказывал публике, что музыка всеми любимого Джузеппе Верди — это не только блеск колоратур и полнозвучность итальянского бельканто, но и безмерная глубина внутреннего содержания.
Юрий Исаакович был настолько вдохновлен творчеством солиста, что продолжил с ним работу в спектаклях «Похищение из сераля» и «Портрет» (последний был высоко оценен в Санкт-Петербурге на Международном фестивале «Музыкальная весна–92»). Уроженец села Черниговка Приморского края и выпускник Дальневосточного института искусств, Анатолий Канюка никогда не был связан с Чувашией. В этом отношении особенно поражает то, как быстро артист влился в чувашскую труппу и стал для здешних зрителей своим, получив поистине народное признание. Он — кавалер медали ордена «За заслуги перед Чувашской Республикой» (2011), лауреат Республиканского конкурса «Узорчатый занавес» (2000) — представлял Чувашию в программе VI фестиваля «Традиционные Дни Оперы ТЮРКСОЙ» (Турецкая Республика Северного Кипра) и даже освоил несколько партий на чувашском языке.
Удивительным было то, насколько органично приезжий артист влился в этот изначально чуждый ему материал, как тонко и точно прочувствовал душу чуваша, возведя его проблемы в ранг общечеловеческих и вызвав горячий отклик в сердцах самых разных зрителей — от столичных критиков до обычных сельских тружеников, приезжавших в Чебоксары целыми автобусами. С не меньшим энтузиазмом солист брался за камерные вокальные сочинения чувашских композиторов, многие из которых впервые прозвучали с подмостков именно в его исполнении и были записаны на радио.
Г. Хирбю. Опера «Нарспи» (1989 г.). Нарспи — народная артистка Чувашии Зоя Андреева, Сетнер — народный артист России и Чувашии Анатолий Канюка.

Простота, трудолюбие (Анатолий Романович все привык делать своими руками, которые у него поистине золотые — он ремонтирует обувь и часы, превосходно готовит борщ и голубцы, шьет рюкзаки и маринует мясо для шашлыка), близость к народу — эти качества были в нем с самого детства. Денег не хватало, и после седьмого класса школы Толя устроился в «Амурзолоторазведку», чтобы хоть как-то помогать матери, в одиночку воспитывавшей пятерых детей. Потом были строительное училище, оконченное с отличием, армия и, наконец, музыкальное училище во Владивостоке, куда Толя поступил на вечернее вокальное отделение, не в силах более сдерживать тягу к пению. Правда, приходилось совмещать учебу с работой газосварщика и токаря, но все это были такие мелочи по сравнению с возможностью профессионально развивать свой голос.
Жизненные обстоятельства закалили его характер и вселили уверенность в себе, что очень помогало певцу в театре, где он служит с 1975 года. Сначала в качестве ведущего тенора, чей репертуар насчитывает более 40 партий, среди которых Пинкертон («Чио-Чио-сан»), Отелло («Отелло»), Канио («Паяцы»), Каварадосси («Тоска»), Гришка Отрепьев («Борис Годунов»), Герцог («Риголетто»). Теперь — в должности репетитора по вокалу.
С ролью преподавателя Анатолий Романович, профессор Чувашского педагогического университета имени И.Я. Яковлева, справляется не менее виртуозно. В числе его учеников заслуженные артисты Чувашии Татьяна Тойбахтина и Иван Снигирев, исполняющие сегодня все главные партии сопранового и тенорового репертуара, участник Фестиваля чувашской музыки-2020 Сергей Николаев. Выпускник Чебоксарского музыкального училища имени Ф.П. Павлова и Московской консерватории имени П.И. Чайковского, Сережа начинал профессиональный путь в Московском академическом музыкальном театре имени К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко, а теперь продолжает его в Германии, в Нюрнбергском государственном театре.
Несмотря на то, что критики определяли голос певца как драматический тенор, ему были подвластны и партии лирического плана. Таков, например, Ленский («Евгений Онегин»), чья вокальная линия представляет собой необъятную по протяженности, диапазону и гармоническому окрасу мелодию, требующую от певца широты дыхания, отточенности голосоведения и богатства тембровой палитры. Солист не только преодолевал технические трудности партитуры, но и проникал в мир пушкинского слога. А сколько лиризма и трепетной недосказанности было в образе Водемона («Иоланта»), чьи арии пленяют слух мягкой округлостью фраз, текучестью высказывания и звенящим, будто хрустальным пиано.
Не склонный к броским внешним эффектам, он всегда стремился к правде на сцене, отметая все напускное и ненастоящее, заставляя публику сопереживать его персонажам. Причем неважно, кто появлялся из-за кулис — ранимые, охваченные единым романтическим порывом Альфред («Травиата») и Иван Лыков («Царская невеста»), чьи партии выдержаны в прозрачных акварельных тонах, или Хозе («Кармен») и Герман («Пиковая дама»), предстающие в прочтении певца воплощением демонического начала.
Анатолий Канюка настолько влюблен в театр, что всегда вдыхал его целиком и старался подробно вникнуть в каждую деталь театрального процесса — сам накладывал грим, хранил костюмы и даже завел специальную тетрадь, в которую записывал, когда, где и с кем пел тот или иной спектакль. «Не люблю серьезность перед выходом на сцену. Чем больше я общаюсь с коллегами, шучу или что-то придумываю, тем свободнее потом чувствую себя перед публикой. Наверное, потому что отношусь к театру, как к дому», — признался Анатолий Романович в посвященном ему выпуске программы «Главные роли» на ГТРК «Чувашия». Можно добавить, что дома у него — тоже театр: его супруга, заслуженная артистка Чувашии Галина Казанцева — концертмейстер оперной труппы с пятидесятилетним стажем, и подготовила с мужем все сольные партии. Так что творчество в жизни певца не прерывается ни на минуту.

В ТЕМУ
Интересным творческим опытом можно назвать участие Анатолия Канюки в национальных операх «Священная дубрава» и «Нарспи», где он создал знаковые для музыкальной культуры Чувашии образы Сендиера и Сетнера (в этой партии певец вышел на сцену Московского театра оперетты, где «Нарспи» была показана в апреле 1990 года). Вырастающие на фоне колоритных зарисовок чувашского быта с языческими обрядами и цитатами из песенно-танцевального фольклора, они вошли в историю как поистине народные характеры, художественно убедительные и равновеликие портрету целой нации.

Мария Митина, газета "Советская Чувашия", 2 декабря 2020
РОССИЙСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПОРТАЛ  ОБЩЕРОССИЙСКИЙ ПРОФСОЮЗ ОБРАЗОВАНИЯ  Министерство науки и высшего образования Российской Федерации  Министерство просвещения Российской Федерации  Министерство образования и молодежной политики Чувашской Республики